РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА #Albums_of_the_month@old_school_of_rock
⚡"Wish You Were Here"⚡
В сентябре 1975 года вышел девятый студийный альбом Pink Floyd - Wish You Were Here. Сразу же с момента издания альбом стал настолько популярным, и спрос на него оказался настолько больши́м, что звукозаписывающая компания EMI не успевала штамповать копии пластинки для всех желающих её приобрести. Сами участники группы Ричард Райт и Дэвид Гилмор всегда называли "Wish You Were Here" своим любимым альбомом. Райт заявил: "Этот альбом я слушаю ради собственного удовольствия, и подобное я могу сказать далеко не о каждом альбоме Флойда". Дэвид Гилмор выражал то же мнение: "Если выбирать какой-то один любимый альбом, то это "Wish You Were Here". В конечном итоге — после всей этой работы, что бы о ней ни говорили, — со мной остался такой альбом, с которым я могу жить очень-очень радостно. Мне он очень нравится". Журналом Rolling Stone он был поставлен на 209-е место в списке "пятисот величайших альбомов всех времён". По итогам голосования, проводимого среди читателей британского журнала Q, в 1998 году "Wish You Were Here" оказался 34-м среди величайших альбомов всех времён. В 2000 году тем же журналом пластинка была помещена на 43-ю позицию в списке всех когда-либо издававшихся альбомов Великобритании. В 2004 году альбом занял 36-е место в хит-параде интернет-портала Pitchfork Media, в который вошли сто лучших альбомов 1970-х годов. В 2007 году одна из крупнейших немецких радиостанций, WDR 2, попросила своих слушателей составить список двухсот лучших альбомов всех времён, по окончании голосования "Wish You Were Here" занял первую позицию.
"Wish You Were Here" - второй альбом Флойдов, где концепция целиком принадлежит Роджеру Уотерсу. Она отражает его чувства на тот период времени, а его в то время волновало ощущение, что группа утратила прежнее братство, с которым она начинала. Основные темы "Wish You Were Here" - отсутствие; музыкальный бизнес, не считающийся с талантами; аутическое состояние бывшего согруппника и основателя Pink Floyd Сида Барретта. Ему посвящена центральная композиция альбома "Shine On You Crazy Diamond".
По иронии судьбы, Барретт каким-то ему только ведомыми судьбами забрел в студию во время записи именно этой вещи! В первый момент музыканты даже не узнали его - так сильно он изменился: сильно располнел в свои 29 лет, на нем были сбриты все волосы (и даже брови!). Он вел себя неадекватно: пытался чистить зубы, держа щетку во рту неподвижно, и время от времени подпрыгивал. В конце концов, Роджер осмелился спросить Сида, что он думает об этой песне, на что тот ответил: "Звучит старовато", и вышел из студии. Это был последний раз, когда участники Пинк Флойд видели его. Посещение Баррета в тот день немного повлияло на записанную уже вещь: в самом конце альбома едва слышен рефрен из барретовской песни "See Emily Play" в исполнении Ричарда Райта.
"Мне очень жаль Сида. Конечно, он сыграл огромную роль, и группа никогда не родилась бы без него, потому что он писал весь материал. Это не началось бы без него, но с другой стороны, это не могло продолжаться с ним. "Shine On" - не только о Сиде, он - только символ всех людей, уходящих в прострацию, потому что для них это, как не печально это говорить, часто единственный способ справиться с современной жизнью - выпасть из нее полностью. Это ужасно печально." (Роджер Уотерс)
Материал для альбома был сочинен во время гастролей по Европе и записан в течение многочисленных сессий в лондонской студии Abbey Road. Звукоинженером альбома стал Брайан Хамфриз из Pye Studios - Пинк Флойд писали с ним альбом-саундтрек "More". Алан Парсонс, инженер EMI, успешно сделавший с Pink Floyd "The Dark Side Of The Moon", в связи с нехваткой времени отказался поработать над следующим альбомом, ибо на волне славы Пинк Флойд у него неплохо пошел его собственный The Alan Parsons Project.
Работа над новым альбомом начиналась очень тяжело. Ошеломительный успех "The Dark Side Of The Moon" истощил всех четверых музыкантов эмоционально и физически. Ричард Райт описывал те сессии, как "впадение в тяжкий период", а Роджер Уотерс назвал их "мучительными". Барабанщику Нику Мейсону казался ужасно скучным и занудным процесс многодорожечного наложения, а Дэвид Гилмор считал, что вместо записи нового, лучше было заняться усовершенствованием старого материала.
"Должен сказать, это был очень тяжкий период для нас. Сбылись все детские мечты: наши пластинки стали самые продаваемые в мире, и мы обрели все, чего когда-то хотели - девушки, деньги, слава и вся эта туфта... На нашей улице был сплошной праздник, и нам надо было переосмыслить, что делать дальше. Мы были в замешательстве и чувствовали себя в какой-то степени опустошенно..." (Дэвид Гилмор).
Только после нескольких недель, проведенных в студии, у Уотерса стала зарождаться общая концепция. Гилмор помог, случайно сыграв на гитаре начальную фразу из четырех нот. Уотерс одобрил этот момент, он звучал как напоминание о Сиде Баррете. На ранней стадии записи, музыканты долго не могли выстроить альбом, пока Уотерсу не пришло в голову разбить центральную тему - "Shine On You Crazy Diamond" - на две части, поставив одну в начало, другую - в конец альбома, и соединить обе части тремя новыми композициями. Когда Роджер предложил разбить композицию "Shine On" на две части, Гилмор был против. Пришлось голосовать, и он проиграл одним голосом против трех. Уотерс предложил записать между двумя частями новые, более подходящие композиции на тему музыкального бизнеса, а давно готовые композиции "Raving And Drooling" и "You Gotta Be Crazy" были отложены, как не вписывающиеся в новую концепцию альбома.
В самом начале "Shine On" использовали часть звуков, записанных с помощью бытовой техники и посуды. Там есть, например, звук пальца проводящего круги по краю винных фужеров, наполненных различными жидкостями. Из этих звуков, записанных на много каналов, составили целые аккорды, которые и звучат в самом тихом начале "Shine On". Подпевки исполняло трио The Blackberries. Эти три девушки - Венетта Филдз, Клайди Кинг и Шерли Мэтьюз были самые востребованные вторые голоса в США, которые работали с Дайаной Росс, Джо Коккером, Бобом Диланом, Нилом Даймондом, Леонардом Коэном, Rolling Stones и многими другими артистами.
"Welcome To The Machine" начинается со звука открывающейся двери - как символа музыкальных открытий и прогресса, которые предает музыкальная индустрия, заинтересованная только в деньгах и коммерческом успехе. Песня заканчивается звуками тусовки, вечеринки, символизирующей "недостаток нормального контакта и реальных чувств между людьми". "Have A Cigar" передает типичный разговор менеджера записывающей компании, "по-отечески" покровительно беседующего с новичком-музыкантом. Уотерс постарался вбить в текст песни как можно больше клише, стандартных фраз, которые употребляли эти "распальцованные" боссы, типа "Ты пойдешь далеко, чувак", "Я расскажу тебе правила игры", "Мы называем это "загребать деньги" и т.п. Там есть еще фраза: "Да кстати, который из вас Пинк?" Этот вопрос Флойдам часто задавали на раннем этапе их карьеры особо невдававшиеся в подробности менеджеры из компаний записи.
Уотерс хотел спеть "Have A Cigar" сам, но переутомил голос на записи "Shine On You Crazy Diamond", а Дэвид Гилмор отказался петь эту песню. В то время, как Флойды записывались в студии №3 на Abbey Road, в соседней студии №2 писал свой альбом HQ влиятельнейший гитарист своего времени Рой Харпер. Узнав о возникшей проблеме, Рой сам предложил свои услуги и спел "Have A Cigar" наилучшим образом. Его исполнение этой песни само по себе оказалось концептуальным, ибо Харпер представлял собой талантливого музыканта, повлиявшего на лучших рок-музыкантов в нескольких поколениях, но для музыкального бизнеса он был никто.
Текст "Wish You Were Here" - "Как жаль, как жаль вас здесь нет" можно отнести как к Баррету, так и к остальным участникам Флойд, поскольку доминирующий характер Уотерса все сильнее отдалял его от других членов группы. Начальные аккорды "Wish You Were Here" были записаны с радиоприемника в машине Гилмора, кто-то крутил ручку настройки волн, и там слышится классическая музыка - финал Четвертой Симфонии Чайковского.
Сторм Торгерсон из дизайн-студии Hipgnosis, создававшей все обложки Пинк Флойд от самого их сотворения, поехал с группой в турне 1974 года и, по серьезном размышлении над текстами песен, пришел к выводу, что основная идея в них - не столько болезнь Баррета, сколько "неосуществленное присутствие". В течение долгих часов совместных размышлений с группой родилась эта концепция "отсутствия". В Америке Сторм заметил, что в музыкальных магазинах копии диска Roxy Music "Country Life" продавались закрытыми в непрозрачный зелёный целлофан, чтобы скрыть от глаз подростков фотографию украшавших его двух моделей с открытой грудью. Это натолкнуло Торгерсона на мысль поместить визуальное решение "Wish You Were Here" в схожую чёрную или синюю оболочку так, что сама обложка будет "отсутствовать". Таким образом, можно добиться эффекта двух обложек: одна для публики и одна — для торговли. Директорам Columbia Records не понравилась идея о чёрной оболочке, они настояли, чтобы в Соединённых Штатах альбом продавался в тёмно-синей упаковке. Руководство EMI было менее требовательным к внешнему виду пластинки, поэтому для распространения на территории Великобритании цвет был оставлен прежним. Сами участники группы были весьма довольны получившимся визуальным исполнением альбома, во время презентации представленный образец диска вызвал целую волну аплодисментов.
Для передачи смысла песен "Welcome To The Machine" и "Have A Cigar" дизайнером Джорджем Харди был разработан стикер с изображением двух механических рук, слившихся в рукопожатии на фоне четырёх стихий: огня, воды, земли и воздуха. Стикер должен был быть наклеен на чёрную оболочку, и уже под ней содержалась сама обложка, в которой лежала пластинка. На главной обложке был изображён бизнесмен, пожимающий руку своего горящего двойника (или другого бизнесмена). Эта сцена по мнению авторов должна символизировать то обстоятельство, что люди из-за боязни "сгореть" часто стараются скрыть свои истинные чувства. Понятие "сгореть" на сленге музыкального бизнеса также часто применяется к артистам, обманутым с выплатой авторских гонораров. Для воплощения этой сцены были задействованы два каскадера - Ронни Ронделл и Дэнни Роджерс. Один из них, по-настоящему горевший, был одет (под бизнес костюмом) в огнепрочный костюм. Голова его также была защищена специальным шлемом, скрытым под париком. Фотографию снимали на территории студии Warner Bros. в Лос Анджелесе. В начале съемки, ветер подул не в ту сторону, и пламя ударило в лицо Ронделлу, опалив его усы.
На обратной стороне конверта изображен безликий "Флойд торговец", который по словам Торгерсона, "продает свою душу" в пустыне. Снимали в пустыне Юма, что в штате Калифорния. Отсутствие у торговца запястий и лодыжек свидетельствует о его присутствии в качестве "пустого костюма". На внутреннем конверте запечатлена прозрачная вуаль на фоне открытой всем ветрам рощицы в графстве Норфолк, а на другой стороне - ныряльщик (без брызг) в озеро Моно (в титрах альбома названное Monosee) в Калифорнии. Опять же на тему "отсутствия" или "неосуществленного присутствия".